Русский мега-проект "ЭРА-ГЛОНАСС" почти завершен. Что дальше?
Инфраструктура государственной системы реагирования на аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» будет развернута и введена в эксплуатацию во всех регионах России в конце 2013 – начале 2014 гг. Вопрос, что делать с этой инфраструктурой дальше – ограничиться предоставлением базового сервиса связи с экстренными службами или развивать дополнительные услуги, – вызывает серьезные дебаты участников рынка.
Первые идеологи
В середине 2000-х в Европе активно обсуждалось создание платформы экстренного реагирования при авариях eCall Implementation Platform. Всем государствам Евросоюза было предложено поддержать инициативу Еврокомиссии по развертыванию системы на дорогах Европы. Она должна была автоматически определять координаты ДТП по спутнику GPS (а в перспективе – европейской системы GALILEO) и передавать их спасателям. Это должно было значительно сократить время прибытия экстренных служб на место аварии и спасти большее количество жизней.
В 2008 г. состоялась первая международная конференция по созданию eCall. В качестве наблюдателя на нее приехал директор Ассоциации «Интеллектуальные транспортные системы России» («ИТС-Россия») Владимир Крючков. Познакомившись с представителями Еврокомиссии, возглавившими работу по развертыванию системы eCall в Европе, Крючков договорился об участии в ряде рабочих групп российских специалистов. А вернувшись в Россию, предложил создать аналогичную систему и в нашей стране.
«Мы обсудили перспективы формирования российского рынка eCall с использованием уникальных конкурентных преимуществ отечественной космической группировки (ГЛОНАСС. – Прим. CNews) с генеральным директором Российского научно-исследовательского института космического приборостроения (РНИИ КП), генеральным конструктором ГЛОНАСС Юрием Урличичем, исполнительным директором ассоциации «ГЛОНАСС\ГНСС Форум» Владимиром Климовым и генеральным директором компании «М2М Телематика» Александром Гурко, – рассказывает CNews Крючков. – Я предложил назвать российский проект «ЭРА-ГЛОНАСС» – «Экстренное реагирование при аварии с использованием ГЛОНАСС». Впоследствии это название было утверждено в качестве официального для действующей сегодня федеральной целевой программы».
«Перед нами как раз стояла задача найти массовые системообразующие проекты для коммерциализации навигационной системы ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии, – вспоминает Александр Гурко, сейчас – президент НП «ГЛОНАСС», являющегося федеральным сетевым оператором «ЭРА-ГЛОНАСС». – После проведения анализа стало понятно, что на ближайшие годы основным приоритетным рынком для технологий на основе ГЛОНАСС может стать только автомобильный рынок».
Наиболее массовый и потому прибыльный рынок – это «носимые навигационные устройства», в первую очередь смартфоны. По мнению Гурко, он технологически недоступен для российских компаний. А автомобильная отрасль, пусть и не такая массовая, зато предъявляет особые эксплуатационные требования и, главное, более жесткие требования по надежности (в том числе надежности услуги местоопределения) и менее жесткие по себестоимости, размерам и энергопотреблению изделий.
Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС»: Перед нами стояла задача найти массовые проекты для коммерциализации ГЛОНАСС, где могли бы использоваться российские технологии
«К тому же российский автомобильный рынок занимает лидирующие позиции в Европе. Поэтому была возможность через техническое регулирование, которое здесь в интересах обеспечения безопасности на транспорте осуществляют все государства, на него воздействовать», – добавляет он.
Шефство над системой взял Юрий Урличич. В 2009 г. он представил проект президентской комиссии по модернизации под руководством Дмитрия Медведева.
Комиссия одобрила создание государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и утвердила план работ. Финансирование решено было выделить через Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Общая сумма запланированных средств составила 3,9 млрд руб. Роскосмос предложил поручить создание системы федеральному сетевому оператору в сфере навигационной деятельности «Навигационно-информационные системы» (НИС) – компании, созданной РНИИ КП и предприятиями, входящими в АФК «Система», – РТИ и «Ситроникс». В октябре 2009 г. Александр Гурко возглавил НИС, а в мае 2010 г. по решению правительства НИС стала единственным исполнителем госконтракта на создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Создатели
Работы по созданию «ЭРА-ГЛОНАСС» стартовали тогда же – в мае 2010 г., после того как государство выделило финансирование. В первый год за 180 млн руб. было проведено эскизное проектирование системы. В 2011 г. – техно-рабочее проектирование, а также ряд пилотных проектов – в Ленинградской, Курской и Московской областях. Бюджетные расходы в 2011 г. составили 1,2 млрд руб.
В конце 2011 г. в правительстве сменился куратор системы ГЛОНАСС. Вместо Сергея Иванова им стал назначенный вице-премьером Владислав Сурков (сейчас развитие системы курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин). Он поставил задачу привлечь в ГЛОНАСС дополнительные инвестиции. Для проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» это обернулось сменой госзаказчика и оператора.
Вместо Роскосмоса финансировать проект было поручено Минтрансу. А НИС лишилась статуса федерального оператора – им стало специально созданное некоммерческое партнерство (НП) «ГЛОНАСС». Учредителями партнерства выступили сотовые операторы «большой тройки», «Ростелеком», «Сумма-Телеком», «Яндекс», НИС и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум». В 2013 г. к ним присоединились компании «Транзас» и «Цезарь Сателлит».
Нажмите, чтобы увеличить
Источник: CNews, 2013
Наличие множества учредителей в НП значительно усложнило процесс принятия решений (неминуемые противоречия возникали, к примеру, между МТС, «МегаФоном», «ВымпелКомом» и «Ростелекомом» при выборе площадок для размещения оборудования). Зато были сняты все вопросы прозрачности.
«Учредители представлены во всех управляющих органах НП и комитетах. Есть процедуры утверждения проектов, бюджетов, подрядчиков, крупных сделок. Есть тендерный комитет, куда входят все представители партнеров. Все довольно жестко регламентировано, – рассказывает CNews Александр Гурко. – С одной стороны, управление проектом усложнилось, т.к. все вопросы принимаются коллегиально. С другой – эта структура гарантирует защиту интересов участников рынка и прозрачность всех процедур».
В состав системы «ЭРА-ГЛОНАСС» входит инфраструктура виртуального оператора MVNO (НП «ГЛОНАСС» имеет лицензии, необходимые оператору связи. – Прим. CNews), которая будет подключена ко всем операторам для обеспечения максимально достижимой надежности передачи экстренного вызова. «С точки зрения правительства такая организация работы (через инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС») позволяет избежать конфликта интересов между участниками рынка и его монополизации», – добавляет Гурко.
Кроме того, в НП «ГЛОНАСС» при участии основных игроков рынка формируется нормативная база и бизнес-модель функционирования системы, требования к ее инфраструктуре, в первую очередь к навигационно-информационной платформе, абонентским терминалам. «Эта работа была проделана с участием представителей мирового автопрома, – говорит президент НП. – Была создана рабочая группа под руководством Бу Андерссона, президента ГАЗа и бывшего вице-президента GM. В нее вошли представители ассоциаций автомобильного бизнеса, а также компаний Mercedes, BMW, Volkswagen, «АвтоВАЗ» и других. В ходе этой работы при участии Минпромторга были согласованы технические требования к системе и терминалам «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Непростые переговоры», по словам Александра Гурко, были проведены с автопроизводителями и в части сроков обязательного внедрения системы. Правительство настаивало на более жестких сроках, автомобильные концерны предлагали сдвинуть их. В итоге был найден компромисс, который был закреплен 30 января 2013 г. в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
С 1 января 2015 г. все транспортные средства в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. – на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.
При этом инфраструктура системы должна быть создана раньше. В опытную эксплуатацию проект планируется сдать в 2013 г., а в 2014-м система будет введена в промышленную эксплуатацию. На развертывание «ЭРА-ГЛОНАСС» во всех регионах России в 2012–2013 гг. государство выделило около 2,5 млрд руб.
«Скорость развития событий и процедуры принятия решений в России существенно превзошли европейские, – считает Владимир Крючков. – На нынешнем этапе мы объективно опережаем наших европейских коллег на 3 года по графику ввода системы в эксплуатацию на российском рынке. При этом стандарты и технические регламенты «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизированы с европейскими, и пользователи, как в России, так и в Евросоюзе, имеют возможность получать одинаковый уровень сервиса».
Архитектура системы
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» функционирует следующим образом. На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал (на производственном конвейере или в сертифицированном сервисном центре). При попадании автомобиля в ДТП этот терминал, используя сигналы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, автоматически определяет местоположение аварийного транспортного средства и в режиме приоритизации вызова автоматически передает по каналам мобильной связи в ближайший узел системы «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП. Вызовы проверяются на ложное срабатывание в фильтрующем контакт-центре «ЭРА-ГЛОНАСС», и прошедшие проверку поступают в экстренные оперативные службы (в перспективе – в «Систему-112») для начала процесса реагирования. В автомобиле также будет размещена специальная кнопка для связи с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС», с помощью которой водитель или пассажиры могут обратиться за помощью в случае других нештатных ситуаций на дороге, угрожающих жизни или здоровью.
Услуга «ЭРА-ГЛОНАСС» предоставляется гражданам бесплатно на все время эксплуатации автомобиля с установленным и исправным терминалом (у терминала предусмотрен режим самотестирования, также его исправность будет проверяться в ходе каждого технического осмотра автомобиля).
«Поставщиков терминалов автопроизводители выбирают самостоятельно. Это может быть Continental, Bosh, Harman, Itelma или другие производители. Главное, чтобы выбранный терминал соответствовал установленным требованиям системы «ЭРА-ГЛОНАСС», – говорит Александр Гурко. Терминал, в частности, помимо экстренного вызова, должен обеспечивать двухстороннюю голосовую связь, запись информации с датчика ускорения автомобиля.
Технологическая инфраструктура, создаваемая в каждом регионе России в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», является однотипной. В ЦОДах операторов связи (МТС, «МегаФона», «ВымпелКома», «Ростелекома») размещаются узлы системы, которые отвечают за прием информации из автомобиля и стыковку с «Системой-112» (или с едиными диспетчерскими службами в тех субъектах РФ, в которых «Система-112» еще не запущена в промышленную эксплуатацию). В 2013 г. развертывание системы обеспечивают компании «Техносерв» и «Энвижн». Сотовые компании предоставляют телекоммуникационные каналы.
Обработка данных осуществляется в навигационно-информационной платформе. Ее по заказу НП «ГЛОНАСС» разработала компания Luxoft. Эта же система формирует карточку вызова и передает ее в «Систему-112» по региональному принципу, а также обеспечивает взаимодействие оператора фильтрующего контакт-центра с пострадавшим.
Роль фильтрующих контакт-центров – а их планируется создать на всю территорию страны три – заключается в первичной обработке данных с места ДТП или другой нештатной ситуации, в том числе отсев ложных вызовов. «В экстренные службы передаются только вызовы, требующие действий экстренных служб, – объясняет Александр Гурко. – Важно отработать этот алгоритм отбора, т.к. по данным экспериментов, проведенных в рамках проекта eCall, до 80% вызовов оказываются ложными. Это близко к статистике охранно-поисковых компаний, где «ложные вызовы» составляют 90% и более». ПО для фильтрующих контакт-центров также создает компания Luxoft.
Помимо навигационных узлов системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в субъектах РФ создаются межрегиональные и два федеральных узла (основной и резервный). «Архитектура устроена таким образом, чтобы обеспечить стыковку на уровне региона с «Системой-112», обработку информации на межрегиональном и резервирование на федеральном уровне. Такое техническое решение необходимо для обеспечения надежности функционирования системы», – говорит Гурко.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3537