версия для печати

Роман Кругляков

Роман Кругляков:

Часто именно государственные заказы становятся драйвером изменений в отрасли

Государство является крупнейшим заказчиком ИКТ-услуг и во многом определяет развитие этого рынка. О том, какие направления информатизации в наибольшей степени интересуют государственные ведомства и в чем специфика работы с госсектором, в интервью CNews рассказал Роман Кругляков, технический директор ГК «Армада».

CNews: В последние годы наблюдается усиление внимания руководства страны к процессу информатизации. Президент России регулярно проводит совещания, посвященные вопросам внедрения ИТ в деятельность государственных ведомств. Какое влияние – и в чем оно выражается – оказывают процессы информатизации госорганов на развитие отрасли информационных и коммуникационных технологий в России?

Роман Кругляков: Прежде всего, хочется отметить, что, согласно обзорам ведущих аналитиков, государственные расходы на ИТ составляют от 20 до 30% всего объема рынка, поэтому можно утверждать, что государство является «маркет-мейкером» в нашей отрасли – значительный ее сегмент работает на госзаказ.

Часто именно государственные заказы становятся драйвером определенных изменений в отрасли. Можно отметить как технологические изменения (например, повышенный интерес к свободному программному обеспечению, возникший в последние 2-3 года), так и организационные, например те, которые происходят уже сейчас в связи с вступлением в силу закона о персональных данных.

Значительная доля госзаказа в области ИТ приходится на федеральные органы исполнительной власти, поскольку они реализуют наиболее масштабные проекты информатизации с большим географическим и организационным охватом. Опыт управления подобными проектами затем используется исполнителями для решения ИТ-задач в других секторах экономики.

CNews: Как вы оцениваете современный уровень информатизации государственного сектора? Какие основные проблемы вы могли бы обозначить в этой области?

Роман Кругляков: Подводя итоги реализации программы «Электронная Россия» в феврале этого года, президент упоминал про «печатные машинки» как основную функцию компьютеров в органах госвласти на тот момент. В целом можно с ним согласиться. На федеральном уровне в большинстве ведомств решены учетные задачи, но реальная оптимизация регламентов работы за счет внедрения ИТ и создание новых сервисов для граждан и организаций остается уделом нескольких наиболее активных ведомств. На региональном и муниципальном уровне картина еще более неоднородна.

На данный момент обозначено три основных приоритета в развитии сервисов «электронного правительства» - оказание государственных услуг в электронной форме, межведомственное взаимодействие и применение ИКТ для поддержки принятия решений.

Среди проблем, мешающих полноценной реализации этих подходов, можно отметить, во-первых, недостаток «системы» в процессе информатизации госорганов. Счет ИТ-решений, работающих на разных уровнях нашего государственного аппарата, уже идет на десятки тысяч, при этом уровень регулирования этого процесса (в целях стандартизации ИТ-решений), сейчас явно недостаточен. Это касается и вопросов дублирования работ, и архитектуры решений, и вопросов информационной безопасности, и многих других аспектов, которые не позволяют создаваемым на разных уровнях системам работать согласованно.

Во-вторых, проблему создает недостаточная готовность самих ведомств к «электронному правительству». Здесь важны вопросы уровня подготовки и мотивации кадров, политической готовности руководства ведомств к информационному обмену в электронной форме, существующих технических возможностей.

В-третьих, не развита законодательная база. Так, например, отсутствие закона об электронном документе делает невозможным переход к полноценному оказанию услуг в электронной форме.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.

Роман Кругляков: Около 75% проектов «Армады» выполняются для государственного сектора. У компании более 1300 клиентов, и количество проектов в год исчисляется сотнями. Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых.

Важнейшим проектом я считаю инновационный опыт «Армады» и ее партнеров по созданию пакета свободного программного обеспечения для школ. Использование свободного ПО позволяет не только получить прямую экономическую выгоду, но и играет важную роль в укреплении национальной безопасности. Предстоит тиражирование этого пакета во все школы, обучение учителей и, главное, учеников. Это долгосрочный национальный проект.

Также знаковый, хотя и менее освещенный в СМИ, проект – единая интегрированная информационная система на базе учреждений медико-социальной экспертизы по заказу ФМБА России. «Армада» выполнила контракт как на оказание ИТ-услуг и создание системы, так и на разработку предложений по модернизации нормативно-правовой базы межведомственного информационного обмена. То есть здесь мы вышли за рамки «просто ИТ-компании».

Ну и конечно, большое число проектов «Армады» связано с интернет- и интранет-порталами. Порталы решают все более сложные функции, забирая на себя функции обычных приложений. Так, технологический портал управления информатизации правительства города Москвы решает задачу контроля городской информатизации – сбор паспортов информационных систем, расчет бюджетов на их эксплуатацию, сбор заявок на оказание разного рода услуг, и другие задачи. Другой пример – портал Сбербанка для предоставления услуг гражданам был отмечен ведущим иностранным СМИ как один из пяти лучших порталов российских компаний и занял среди них первое место (Financial Times Bowen Craggs Index 2009). Весь накопленный опыт «Армада» продолжает использовать при разработке порталов госорганов, и в частности, порталов оказания государственных и муниципальных услуг, которым в последнее время уделяется много внимания.

CNews: В чем специфика работы компаний с государственным сектором? Какие рекомендации по реализации проектов в государственном секторе вы могли бы дать? Что необходимо в первую очередь для успешного внедрения масштабных ИТ-проектов?

Роман Кругляков: Я бы отметил несколько ключевых особенностей, с которыми мы столкнулись в ходе становления компании и расширения объема услуг, предоставляемых госсектору. Во-первых, это повышенные требования к качеству менеджмента. Связано это с тем, что уровень контрагентов при реализации крупных федеральных проектов крайне высок, сроки госконтрактов при этом не переносятся, а бюджеты не увеличиваются. Во-вторых, повышенные требования к качеству и надежности создаваемого решения. Результаты крупных проектов, в отличие от обычных коммерческих заказов, видит и обсуждает вся страна. Примером может служить, например, ситуация с печально известным «Школьным порталом». В-третьих, готовность к тому, что заказывают не «информационную систему», а «решение задачи», которое включает в себя помимо системы все необходимое нормативное и организационное обеспечение по ее запуску. В-четвертых, готовность к изменениям. Как правило, госпроекты – это «рынок заказчика», который определяет комфортные для себя условия работы и требует выполнения всех своих требований.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS