версия для печати

Виктор Абрамов

Виктор Абрамов:

Особенностью информатизации в России является склонность к построению систем «планетарного» масштаба


Как развивается информатизация в российских регионах? Почему, несмотря на прилагаемые государством усилия, проблема «цифрового неравенства» по-прежнему остается актуальной? Как преодолеть «Информационный зоопарк»? Об этом в интервью CNews рассказал Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems.

CNews: В чем, исходя из вашего тридцатилетнего опыта, вы видите особенности информатизации органов государственной власти в России по сравнению с другими странами? Какие сложности внедрения ИТ являются общими для всех государств, а какие – специфически российскими?

Виктор Абрамов: Информатизация органов государственной власти России в целом находится на более низком уровне, чем на Западе. Однако существуют и островки высокой ИТ-культуры. Их наличие во многом зависит от личности того или иного губернатора, того или иного высокого муниципального руководителя и в меньшей степени - от министра информатизации и связи региона, директора по ИТ и т.д. Если губернатор считает, что информатизация обеспечивает существенную поддержку его работе, то в этом регионе налицо высокий уровень проникновения коммуникационных систем и их широкое использование. Примерами таких регионов являются Татарстан, Красноярский край, Чувашия и ряд других.

Кроме общего отставания в уровне ИТ-развития, специфически российской проблемой являются плохие коммуникации. Но и это препятствие преодолимо. И еще одна особенность России - неуважение к чужой интеллектуальной собственности. Правда, в последние годы это неприятное обстоятельство достаточно успешно преодолевается, в особенности в Москве. Но в регионах ситуация по-прежнему неудовлетворительная – пираты предлагают потребителю все, начиная от прикладных решений и заканчивая СУБД, интеграционными платформами и т.д.

Если говорить о сложностях, то общим для всех государств является внедрение больших ИТ-систем, направленных на управление регионом, на управление муниципальным образованием и равным с ними, по некоторым параметрам, крупным производственным коммерческим холдингом на фоне существующего бешеного «зоопарка» используемого программного обеспечения. При этом, если на Западе уже пришли к мнению, что «зоопарк» - это плохо, и его надо преодолевать, то в России с ним пока не хотят расставаться. Многие чиновники считают, что имеющаяся у них информация является их собственностью, и не собираются делиться ею. Это очень осложняет передачу данных «по горизонтали», а следовательно, и процесс построения региональных систем государственного управления.

Еще одной особенностью информатизации в России является склонность к глобализму – построению систем «планетарного» масштаба. На Западе тоже все начиналось с «зоопарка», но в процессе его преодоления происходило постепенное объединение систем по отдельным направлениям снизу вверх. В дальнейшем все ресурсы сливались, и в итоге получались национальные системы управления либо отдельными направлениями деятельности, либо отдельными ветвями народного хозяйства. Россия пошла по пути внедрения огромных систем регионального, а то и общегосударственного масштаба. Наверное, это можно объяснить особенностями нашего менталитета. Но путь от очаговой информатизации к созданию больших интегрированных систем, объединяющих множество локальных систем, является, как нам кажется, более естественным. Построить же одну супер-ERP-систему всегда и сложнее, и дороже, и дольше, а главное, риск не внедрения такой системы чрезвычайно высок.

Значительные сложности создает отсутствие нормативной базы, регламентирующей – кто, кому и какую информацию должен передавать. Такая база, в той или иной степени проработанности, существует только на уровне отдельных ведомств, например Пенсионного фонда, Казначейства, МВД, МЧС. На уровне региона ее, как правило, нет, что делает процесс создания региональных систем управления весьма затруднительным.

CNews:  Кто, по вашему мнению, должен заниматься разработкой такой нормативной базы?

Виктор Абрамов:  Зачастую с рекомендациями по созданию такой нормативной базы выходят  сами разработчики информационных систем. В процессе реализации проекта в Красноярском крае нашей компании приходилось разрабатывать предложения о том, что надо сделать для того, чтобы информация могла передаваться от департамента к департаменту. Потом, на основе наших предложений, соответствующий отдел составлял документ, этот документ отправлялся на более высокий уровень – к заместителю губернатора или губернатору. Было бы замечательно, если бы этим занимались не разработчики, а соответствующие департаменты непосредственно в  краях, областях и республиках. В продвинутых регионах так и происходит. Но, к сожалению, это скорее исключение из правил.

CNews: Какие усилия, на ваш взгляд, необходимо предпринять России в первую очередь, для того чтобы сделать процесс информатизации госсектора более динамичным?

Виктор Абрамов:  В первую очередь, и об этом мы уже говорили, необходимо создать четкие правила взаимодействия и информационного обмена. Во-вторых, у нас принят закон об электронной цифровой подписи. Всем известно, что он работает, мягко говоря, слабо. Ведь ЭЦП надо ставить на электронный документ для того, чтобы он стал юридически значимым. Но если у нас нет юридически определенного и законодательно принятого понятия электронного документа, то тогда и электронно-цифровая подпись не нужна.

Сейчас, к радости нашей компании, которая много занимается здравоохранением, начались дебаты об электронном медицинском документе. Если будет существовать понятие электронного документа, его структуры, содержания, форматов и т.д, то это здорово облегчит построение нормативной базы в области электронного документооборота и  существенно ускорит развитие информатизации органов государственного управления.

Существенное сдерживающее влияние на процесс внедрения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в госсекторе оказывают тарифы на коммуникации. Они сильно увеличиваются по мере отдаления от Москвы и на Дальнем Востоке вообще становятся грабительскими.

И главное (это опять-таки российская особенность) – политическая воля руководства. Если президент страны положительно относится к информатизации, ведет блоги, постоянно выступает, поглядывая не на бумажку, а на экран монитора, то за ним тянутся и все остальные.

CNews:  Что в вашем понимании политическая воля – это приказ сверху или просто личный пример?

Виктор Абрамов: Политическая воля – это и приказ, и личный пример, это желание работать самому и требовать предоставления информации себе в определенном  виде. В настоящее время президент работает с компьютером, но далеко не каждый губернатор делает так же. И если разработчик сможет показать руководителю, что информационные технологии облегчат его работу, то тогда и появится политическая воля.

Например, руководством страны внедрена система оценки деятельности губернаторов по 43 ключевым показателям. Сейчас наша компания совместно с одним из партнеров занимается разработкой ситуационного центра, в котором будут собираться и обрабатываться необходимые данные. Выясняется, что на практике половину, а то и больше, этих показателей приходится формировать вручную, многие данные существуют только на бумаге, в лучшем случае – в файлах Excel или Word. Необходимость оптимизации этого процесса может послужить одним из факторов, который будет способствовать информатизации на муниципальном и региональном уровне.

CNews: Представители органов государственной власти все чаще говорят о необходимости построения территориально распределенных информационных систем с централизованной обработкой данных, внедрения веб-доступа пользователей к удаленным ресурсам, проектов по интеграции различных систем и т.п. Насколько – не на словах, а на деле – востребованы эти проекты в госсекторе?

Виктор Абрамов: Под централизованной обработкой данных абсолютное большинство не только руководителей, но и ИТ-специалистов государственных ведомств понимают построение гигантских централизованных хранилищ. Это путь, по нашему мнению, не совсем правильный. Централизованная обработка  должна осуществляться путем обмена информацией, а не путем объединения в огромные хранилища. Первичная информация должна находиться и обрабатываться на низовом уровне, а руководители более высокого ранга должны иметь доступ к ней в соответствии с определенными регламентами.

Такие системы обмена информацией могут быть достаточно легкими, гибкими, управляемыми и с информационной, и с административной, и с функциональной точки зрения. Именно этот путь мы пропагандируем при построении территориально распределенных информационных систем.

CNews: В последние годы регионы-доноры увеличивают расходы на информатизацию. Как вы оцениваете современное состояние рынка систем автоматизации управления органов госвласти в регионах? Какие решения в области информатизации госуправления в первую очередь интересуют региональные администрации?

Виктор Абрамов:  В первую очередь развиваются те средства автоматизации, которые необходимы губернатору и высшим чиновникам. Например, сейчас очень актуальны ситуационные центры, о которых мы уже говорили.  Вторым активно развивающимся направлением является социальная сфера. Несмотря на кризис, руководство страны заявляет о том, что социальные статьи бюджетов, как региональных, так и федеральных, не будут секвестированы. Мало того, они должны выполняться опережающими темпами, и их доля в общих бюджетах регионов и страны в целом должна повышаться. Поэтому сейчас некоторые регионы уделяют значительное внимание здравоохранению и социальной защите населения, и мы активно работаем с ними.

Неплохие перспективы у региональных проектов в области образования. В последнее время, особенно в свете подготовки к Олимпиаде на юге России и к встрече стран АСЕАН на Дальнем Востоке, большой интерес проявляется к теме безопасных городов и безопасных регионов. Это направление тоже является достаточно перспективным, в особенности на уровне центров федеральных округов – не только Сочи и Владивостока, но и  Ростова-на-Дону, Хабаровска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Краснодара, Ставрополя.

CNews:  Какие продукты, услуги или решения на базе технологий InterSystems наиболее востребованы российским государственным сектором сегодня?

Виктор Абрамов:  Наиболее востребованы госсектором технологии, которые предлагает InterSystems в области здравоохранения.  Это система управления базами данных Cache, интеграционная платформа Ensemble, система онлайн-анализа DeepSee, а также две медицинские системы –  медицинская информационная система TrackCare и система обмена медицинскими данными HealthShare. Наибольший интерес вызывают системы интеграции и системы обмена медицинской информацией. Кроме этого, ряд системных интеграторов обращаются к нам именно за интеграционными платформами – и ситуационные центры, и безопасные города очень удобно строить на базе Ensemble.

Органы социальной защиты населения исторически работают на Cache. Их системы – относительно жесткие функционально, нормативно прописаны и достаточно понятны. Когда у них возникает необходимость строить системы межрегионального и/или межведомственного взаимодействия, что особенно актуально для таких структур, например, как Пенсионный фонд, они начинают использовать Ensemble.

CNews:  Насколько структура потребностей  госсектора отличается от структуры потребностей коммерческих организаций? Как изменилась структура потребностей российского госсектора за последние 3-5 лет?

Виктор Абрамов: Органы государственного управления больше склонны к тяжелому стратегическому анализу, а не к оперативной тактической оценке общей ситуации.  Незадолго до кризиса госорганы перешли на трехлетнее планирование бюджета, правда, сейчас ситуация изменилась и бюджет временно планируется на один год, Но в такой ситуации надо иметь возможность смотреть далеко вперед. И InterSystems готова предложить решения, которые могут в этом помочь. А вот коммерческий сектор больше восприимчив именно к тактическому, оперативному анализу, ориентированному на быстрое принятие решений.  Для них наша компания готова предложить подсистему анализа критичных показателей или мониторинга бизнес-активности в рамках Ensemble. Эта подсистема позволяет отслеживать ситуацию в режиме онлайн и выдавать значения  критичных показателей непосредственно тогда, когда эти критичные показатели появляются. Причем эти показатели могут отражать не только отдельные направления деятельности, но и комплексные составляющие. Для оперативного анализа лучше всего подходит DeepSee.

Кроме того, органы госуправления больше склонны к интеграционным решениям, в то время как коммерческие организации предпочитают ERP-системы. Хотя сейчас и они постепенно отказываются от ERP в пользу интеграции. Построение интеграционного решения дешевле, потому что сохраняет ранее сделанные вложения в ИТ-инфрастуктуру.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.

Виктор Абрамов:  У нас достаточно много проектов государственного уровня по всему миру. Это крупные государственные социальные, финансовые, транспортные и другие структуры. В России InterSystems более активно начала сотрудничать с органами государственной власти с 2003 года, когда на рынке появился Ensemble. Уже в 2004 году стартовал первый проект построения в рамках «Электронной России» типовой информационной системы региона (ТИС-Р). В ходе этого проекта, выполнявшегося на базе Калининградской области, было интегрировано около 10 систем. На тот момент планировалось за счет федеральных средств создавать типовые решения и спускать их на уровень региона. Этой работой мы занимались вместе с ФГУП «НИИ Восход».

Позже построение «электронного правительства» пошло по другому пути. Было принято решение взять лучшие разработки, существующие в регионах, и тиражировать их. К этому моменту в администрации Красноярского края назрела необходимость в информационной системе. В соответствии с концепцией краевой информатизации, такая система должна была быть построена к концу 2006 года. Наша компания, вместе с партнером в Красноярском крае НПО «Геометрия», победив в тендере в августе 2006 года создала такую систему, названную АИС KrAI, к декабрю того же года. До ее появления каждый орган власти рассматривал какой-либо объект управления только с точки зрения своих интересов и компетенций, а реализация проекта дала возможность оценить эти объекты всесторонне. Также появилась возможность связать информационные системы и людей, участвующих в управлении бюджетным процессом, в организации государственных закупок, в управлении объектами краевого имущества в единые сквозные бизнес-процессы. Сейчас система развивается в направлении построения новых бизнес- процессов, расширения возможностей по подключению новых информационных систем и совершенствования встроенной системы НСИ. В 2008 году администрация края с этой системой стала победителем федерального тендера от Сибирского федерального округа. В настоящее время мы предлагаем подобного рода решения в ряде регионов России и в Казахстане.

Очень интересный проект под названием «Безопасный регион» реализуется сейчас одним из наших партнеров в Красноярском крае. Известно, что безопасностью занимается множество должностных лиц и организаций, начиная от губернатора и заканчивая участковым милиционером. Безопасность охватывает широкий спектр вопросов – от защиты интересов и здоровья конкретного человека до экономической безопасности региона. Можно подойти к данной проблеме достаточно узко, поставив тысячи камер наружного наблюдения и посадив сотни милиционеров перед мониторами. А можно охватить единым решением множество направлений, и тогда возникает необходимость в интеграционном подходе. Именно в таких проектах мы участвуем.

В Красноярске сейчас завершился первый этап программы «Безопасный регион» – установка оборудования. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, на котором надо будет интегрировать всю информацию, поступающую из различных источников и имеющую отношение к безопасности. Например, обеспечить возможность сопоставления информации о пропавших людях с данными из медицинских учреждений всех районов города. Для этого необходимо создать специальный шлюз, что мы и делаем на базе Ensemble. В процессе работы возникает множество проблем, связанных с правами доступа, с электронно-цифровой подписью и электронным документом. Но очевидно, что руководители региона поняли, что это необходимо и реализуемо.

Также нашей компанией совместно с партнерами реализуются очень интересные проекты по созданию ситуационных центров. Мы сотрудничаем и с образовательными учреждениями, в частности с Сибирским федеральным университетом (СФУ), объединившим несколько вузов, научно-исследовательских и производственных структур. На базе наших технологий в СФУ создана система учета студентов и преподавателей «Контингент», в которой содержатся не только личные данные, но и информация об успеваемости и  других показателях, которые учитываются в учебном процессе.  Сейчас в университете ведутся работы по интеграции вузовских библиотечных систем. В дальнейшем планируется объединить все имеющиеся в вузах информационные ресурсы, чтобы у ректора университета была полная и актуальная информация по всем направлениям.

Кроме того, мы с нашими казахстанскими и российскими партнерами активно сотрудничаем с Правительством Республики Казахстан и медучреждениями Казахстана, в частности с Медицинским центром Управления делами Президента. Медицинский центр представляет собой достаточно большой холдинг, объединяющий около десяти медицинских учреждений на территории Казахстана, России и Киргизии. В некоторых учреждениях установлены собственные информационные системы, а до некоторых автоматизация еще не дошла. Поэтому, когда руководителю холдинга необходимо получить полную информацию, у него уходит много времени на ее сбор и представление в удобном для анализа и принятия решения виде.

Более года шел тендер по выбору поставщиков и технологий для решения этой задачи. Победителями в нем были признаны технологии InterSystems и прикладные решения СП.АРМ, представленные компанией «Софт-Партнер». Наша задача состоит в том, чтобы поэтапно осуществить автоматизацию деятельности холдинга на базе единой медицинской информационной системы. Предполагается, что на первом этапе ее ядро будет находиться в Астане, и медицинские центры будут подключены к ней как удаленные рабочие места. В дальнейшем, по мере организации устойчивых каналов связи с санаториями, установим там отдельные системы и интегрируем их с уже имеющимся ресурсом. В соответствии с условиями контракта, эти работы должны быть завершены через четыре года.

CNews: Как вы оцениваете удовлетворенность пользователей продуктами InterSystems, используемыми органами государственной власти? Как вы это учитываете в разработке новых и при совершенствовании имеющихся продуктов?

Виктор Абрамов:  Высокий уровень функциональности информационных систем, который обеспечивают наши технологии, ни у кого не вызывает сомнений. И это касается не только конечных клиентов, которыми являются органы государственной власти, но и партнеров, разрабатывающих на базе наших технологий какие-либо прикладные решения. Я думаю, что одним из главных критериев для государственных учреждений является простота администрирования. Мы многократно сталкивались с ситуацией, когда хорошие системы, внедренные на тяжелых технологиях, требующих тщательного администрирования, переставали работать только потому, что через некоторое время администраторы уходили в коммерческие структуры. Ведь не секрет, что в коммерческих структурах платят больше.

Специалисты по технологиям InterSystems  – не самые дорогие на рынке, их зарплаты находятся в средней ценовой нише. Но в силу технологических особенностей наших продуктов и благодаря наличию надежной системы поддержки эти специалисты способны поддерживать очень большие и сложные системы. И это тоже является большим плюсом для органов государственной власти. Существует еще одна особенность работы с технологиями InterSystems. Любой вендор, с точки зрения сопровождения, предлагает две услуги – смену модификации версии  и техническую поддержку. Мы же предлагаем еще и так называемый технический консалтинг – это помощь партнерам и клиентам при разработке, внедрении и эксплуатации прикладного продукта. И эта услуга немало содействует тому, что от наших технологий не отказываются.

Кроме того, InterSystems создана трехуровневая всемирная сеть поддержки, включающая в себя поддержку, предоставляемую локальными офисами, региональными и непосредственно головным офисом. При этом общение может происходить на русском языке, что важно для России и СНГ. При обращении в эту сеть наши клиенты и партнеры могут установить приоритет своей заявки: от стандартного до критического. Критический уровень свидетельствует о том,  что возникшая проблема мешает бизнесу. В этом случае к решению вопроса подключается высшее руководство компании.

Важной особенностью сотрудничества с InterSystems является то, что при необходимости мы можем даже создать специальную версию наших решений в соответствии с пожеланиями клиента или партнера. Это происходит в рамках стандартной схемы технического сопровождения и не требует дополнительной оплаты. В дальнейшем, если считаем это необходимым, то включаем доработки специальной версии в базовый вариант нашего программного обеспечения.

CNews: В последнее время в госсекторе России усилились процессы, связанные с серьезной опытной проработкой перевода части бюджетных организаций на свободное ПО на основе Linux. Первыми стали школы, затем, в случае получения хороших результатов, этот опыт может быть распространен на медицинские учреждения и муниципалитеты, в дальнейшем на некоторые федеральные органы власти. Каковы, на ваш взгляд, реальные перспективы развития использования свободного ПО в органах государственной власти в России и в мире? Планирует ли компания InterSystems развивать сотрудничество с производителями Linux-систем?

Виктор Абрамов: По нашему мнению, операционные системы и системы общего доступа, такие как офисные программы, могут быть свободными. Но возникает вопрос, кто будет сертифицировать свободное ПО с точки зрения безопасности? И как его сертифицировать с точки зрения безопасности персональных данных? Я понимаю, когда речь идет об офисном пакете, но что делать с системами управления, аналитическими системами, системами поддержки принятия решений, ситуационными центрами, безопасными городами?

Кроме того, любое открытое ПО бесплатно лишь условно. Его необходимо сопровождать, развивать. Специалисты по Linux очень дорогие, и если сделать расчеты на 5-10 лет вперед, то может оказаться, что дешевле купить коммерческую операционную систему и содержать дешевого специалиста на поддержке. Существует еще вопрос о том, на что отнести затраты: на приобретение ПО или на работу по его сопровождению? Так что спорных моментов много.

Что касается технологий InterSystems, то они успешно работают практически на любых программных платформах: Windows, UNIX, Linux, MacOS и др. У нас даже есть проекты в силовых структурах, которые используют специальную сертифицированную версию Linux. В свою очередь наши решения тоже сертифицированы с точки зрения безопасности.

CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться направление информатизации органов государственной власти в 2009-2010 годах? Каковы планы компании InterSystems на ближайшие годы в России?

Виктор Абрамов: Что касается отрасли в целом, то я думаю,  нам никуда не уйти от локальных систем и от локальных проектов, потому что у каждого человека есть собственное представление об идеальной информационной системе. Мы живем в огромной стране, где существует множество хорошо развитых компаний, которые разрабатывают самое разное ПО на одну и ту же тему, и лишать потребителей прав выбора – неправильно. Соответственно, нам никуда не уйти и от задач интеграции имеющихся систем. По-моему, это наиболее правильный и последовательный путь, который приведет к положительным результатам, не сразу, конечно, но через некоторое время. Именно по этому пути будет и должна развиваться информатизация органов государственного управления.

Что касается нашей компании, то планы на ближайшие годы достаточно амбициозны. InterSystems – частная непубличная компания, и обвал фондовых рынков ее не затронул. Скорее наоборот, ее ценность сильно повысилась, в отличие от других вендоров, акции которых торговались на рынке. Положительную роль сыграло и то, что бизнес InterSystems во всем  мире очень сильно связан со здравоохранением и с государственными структурами. Ведь не только в России, но и в США, и в Европе руководители государств заявляют, что расходы на социальную сферу не будут снижены. Конечно, некоторое снижение оборотов компании произошло, особенно  на финансовом рынке – у нас было достаточно много проектов, связанных с банковским сектором. Но в целом InterSystems активно развивается именно за счет правильной стратегии взаимодействия с государственными органами, здравоохранением и т.д.

За ближайшие 3-5 лет филиал InterSystems в России и СНГ должен вырасти в 1,5-2 раза. Это достаточно высокие темпы, хотя, конечно, они несколько ниже, чем в предыдущие 10 лет. Мы с нашими партнерами открываем здесь для себя новые рынки, достаточно успешно вошли в Казахстан, планируем двигаться в Среднюю Азию, Закавказье, особенно в Азербайджан. О проектах в некоторых из этих регионов мы уже говорили. Сейчас даже рассматривается вопрос об открытии нашего представительства в Казахстане.

Еще одним свидетельством того, что мы чувствуем себя устойчиво и развиваемся, является расширение штата московского филиала. Мы и в прошлом году, и сейчас продолжаем активно расширять число сотрудников филиала, в то время как другим вендорам пришлось сократить до трети персонала. В ближайших планах – значительное кадровое усиление направления, связанного со здравоохранением и дальнейшее развитие бизнеса в финансовой сфере.

Одним из важнейших направлений нашего развития является работа с вузами, со сферой образования. В компании достаточно давно существуют программы «Cache Campus», «Ensemble Campus», которыми предусмотрено бесплатное предоставление наших технологий для учебной и научной деятельности вузов. В настоящее время мы таким образом сотрудничаем с более чем 30 вузами. Кроме того, с более чем 50 учебными заведениями сотрудничают наши партнеры, которые поставляют туда свои решения, созданные на базе наших технологий.

В рамках «Cache Campus» проводится ежегодный конкурс студенческих работ, по результатам которого мы от имени нашего филиала вручаем призы, но главное – передаем работы победителей на всемирный конкурс творческих работ, и уже там студенты  могут получить достаточно большой грант от нашей головной компании. Что отрадно, за все время существования московского филиала InterSystems именно наши студенты в большинстве случаев становились победителями всемирного конкурса. Это ребята из Москвы, Белоруссии, Краснодара, Казахстана.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS