Обзор подготовлен

версия для печати
Как выжить за счет IP-трансформации?

Как выжить за счет IP-трансформации?

Чтобы выжить в высококонкурентом телекоммуникационном мире, операторы должны трансформировать не только свои сети, полностью перейдя на единые IP-инфраструктуры, но и предлагаемые услуги, и саму бизнес-модель своей деятельности.

Традиционные телекоммуникационные операторы всего мира, сети которых долгое время развивались на основе систем с коммутацией каналов (TDM) и предоставляли фактически одну-единственную услугу - обычную телефонную связь, испытывают сегодня очень серьезные проблемы. Они связаны со снижением доходности голосовых услуг и усилившейся конкуренцией со стороны провайдеров, работающих через интернет, а также операторов мобильной связи. Финансовый кризис, заставляющий операторов сокращать свои инвестпрограммы, только усиливает эту тенденцию. Однако рано или поздно им предстоит встать на путь трансформации своих сетей, полностью перейдя на единые IP-инфраструктуры, способные эффективно передавать не только голос и данные, но и видео. Ведь сегодня уже ни один оператор не может себе позволить не использовать IP-технологии, хотя бы для предоставления своим абонентам доступа в интернет. Получается, каждый оператор имеет две разнородные сетевые инфраструктуры, что приводит к высоким капитальным затратам и расходам на их эксплуатацию, а также сдерживает его возможности по массовому предоставлению новых услуг.

IP-трансформация жизненно необходима для повышения конкурентоспособности в будущем

Источник: Alcatel-Lucent, 2008

Основа IP-трансформации была заложена в концепции сетей связи следующего поколения (NGN), предусматривающей использование программных коммутаторов (softswitch) и медиашлюзов. Свое дальнейшее развитие идеи трансформации получили в архитектуре IMS. Основная цель такой трансформации – внедрение новаторских услуг, создающих новые источники дохода и оптимизирующие эксплуатацию сложных и дорогих сетей. Но чтобы быть успешным на рынке, оператор должен трансформировать не только свою сеть, трансформации должны подвергнуться также предлагаемые им услуги и бизнес-модели его деятельности.

Трансформация начинается с центра

С целью минимизации рисков для операторов, решивших переводить свою инфраструктуру на IP-технологии, компания Alcatel-Lucent организовала по всему миру несколько центров IP-трансформации (IP Transformation Center, IPTC). Такие центры помогают сервис-провайдерам проектировать, тестировать и интегрировать сетевые решения, полностью эмулируя деятельность настоящей операторской сети. Таким образом, значительно облегчается процесс трансформации сетей, ускоряются процессы преобразований, осуществляется снижение неизбежных рисков. По мнению президента отдела сетевой интеграции Alcatel-Lucent Жана-Филиппа Пуаро (Jean-Philippe Poirault), на практике операторы не могут проводить масштабную IP-трансформацию самостоятельно ввиду чрезвычайной сложности проекта. В частности, возникает задача интеграции нового оборудования в мультивендорную среду, требуется решать задачи совместимости.  

Один из таких центров в Антверпене (Бельгия), продемонстрированный журналисту CNews в рамках прошедшего Broadband World Forum Europe, обслуживает операторов из EMEA, в том числе из России и СНГ. Это одна из самых больших лабораторий такого рода в регионе: на площади 1500 кв. метров могут одновременно испытываться более 50 технологий.

Бельгийский центр состоит из трех основных блоков – лаборатории сетевой интеграции с комнатой для заказчиков, лаборатории домашней среды и демонстрационного зала для новых приложений. В первом из них проводятся детальные "живые" тесты различной сетевой конфигурации (в том числе с оборудованием различных вендоров), во втором – изучаются потребности частных пользователей в новых сервисах, тестируется оконечное оборудование, удовлетворяющее этим потребностям, то есть по сути дела создается технологический дизайн "умного дома" будущего. Среди экспонатов демонстрационного зала – прототип трехмерного IP-телевизора, новый сервис Tikitag (запущен в коммерческую эксплуатацию 1 октября 2008 г.), позволяющий связывать при помощи технологии NFC реальные объекты с информационными интернет-ресурсами и онлайн-приложениями и др.   

В "домашней" зоне демонстрировался сервис, построенный на основе технологии фемтосетей (решение Femto Base Station Router, BSR), который, как считают в Alcatel-Lucent, станет "убийцей" телефонной DECT-связи. Все вызовы (одновременно или последовательно) поступают на единый (семейный) телефонный номер, который присваивается мобильным телефонам членов семьи, а также, если необходимо, настольным SIP-телефонам или SIP-клиентам на ПК. Таким образом, у пользователей исчезает необходимость в фиксированных или DECT-телефонах, они мобильны в пределах своей квартиры и совершают бесплатные звонки по местной связи.  Кроме того, на мобильном телефоне доступен весь мультимедийный контент, хранящийся на дисковых массивах, ПК и прочих носителях. Таким образом, мобильник превращается фактически в пульт дистанционного управления и позволяет управлять аудио/видеоконтентом. Наконец, реализуется концепция "умного дома" - управление разнообразными датчиками, видеокамерами, климат-контроль и пр. Предполагается, что эти и подобные услуги будут предоставлять конечным заказчикам сервис-провайдеры, и у операторов появляется хороший шанс диверсифицировать свои пакеты услуг.

Услугам добавят стоимости

Одно из перспективных направлений в телекоммуникационном секторе связано с так называемыми управляемыми услугами (managed services), которые позволят заказчику сосредоточиться на решении ключевых вопросов, касающихся непосредственно его бизнеса. По данным Ovum рынок этих услуг (Metro Ethernet, IP VPN, передача голоса по каналам IP и безопасность) услуг будет ежегодно увеличиваться на 18% и в 2012 году достигнет объема в $66 млрд. По оценкам экспертов, экономия территориально-распределенной организации среднего масштаба при использовании управляемых сетевых услуг может в среднем достигать 40%.

Ежемесячные затраты при самостоятельном управлении сетевой инфраструктурой и при использовании управляемых услуг (долл.)*

* - на примере территориально-распределенной компании из финансового сектора, 1000 сотрудников которых работает в центральном офисе, а еще 1000 распределены по 50 отделениям (в среднем по 20 сотрудников в каждом)

Источник: Cisco Systems, 2008

В беседе с СNews директор по связям с общественностью компании Alcatel-Lucent  в Объединенном Королевстве Великобритании и ИрландииДжон Вердон (John Verdon) выделил два основных класса таких сервисов, которые создаются на базе решений компании Alcatel-Lucent. Это услуги по управлению связностью (managed connectivity services) и сетевые управляемые услуги (managed networking services). По его мнению, основной тенденцией на этом рынке является переход от услуг, обеспечивающих простые соединения, к управляемым услугам с добавленной стоимостью (Value Added Services, VAS). В классе сетевых управляемых услуг VPN (на базе и Layer 2 VPN) основные тренды связаны с увеличением популярности услуг на базе технологии IP VPN (Layer 3 VPN), обеспечивающих полную связность, и услуг VPN премиум-качества (Layer 3 Premium VPNs). Корпоративные заказчики все чаще желают иметь возможность гибко управлять полосой пропускания, иметь более высокоскоростные соединения с поддержкой качества сервиса (QoS) и веб-порталы с соглашением об уровне сервиса (SLA). Кроме того, желательно, чтобы эти услуги были бы доступны из нескольких точек.

По оценке Джона Вердона,рынок управляемых услуг IP VPN растет на уровне 10-20% в год (в зависимости от региона), а его объем к 2012 году составит 31 млрд долл.

Фактически управляемые услуг покрывают все потребности предприятий в коммуникационных услугах и при их грамотном использовании позволяют сократить расходы на сетевую инфраструктуру и ее обслуживание, совокупную стоимость владения (TCO, Total Cost of Ownership), что особенно актуально в связи с наступившим экономическим кризисом. 

Приходя на работу в компанию, молодые люди рассчитывают пользоваться там теми же видами коммуникаций, к которым они привыкли дома, замечает программный директор по конвергентным решениям для корпоративного сектора компании Alcatel-Lucent Ласло Гьялог (Laszlo Gyalog). Речь идет о службе мгновенных сообщений (IM), управлении списком контактов, услуге контроля присутствия (presence) и пр. Поэтому в Alcatel-Lucent, по словам Ласло Гьялог, разрабатывают бизнес-решение, позволяющее создать IP-коммуникационную среду, которая объединит эти сервисы с учрежденческой АТС (PBX) или с виртуальной телефонной сетью (Voice VPN). По его мнению, основное отличие решения Alcatel-Lucent, например, от решения Microsoft Office Communicator, состоит в частности в том, что в нем услуга presence реализована и для мобильных устройств. Таким образом, пользователи могут видеть статус своих коллег еще и в плане их доступности по мобильному телефону и  при необходимости соединяться с ними по мобильной связи. Кроме того, они смогут пользоваться мобильной конференцсвязью на уровне видео (при условии использования сетей 3G) и чата. Таково видение концепции унифицированных коммуникаций (UC) со стороны Alcatel-Lucent.

По мнению Джона Вердона, основным конкурентным преимуществом Alcatel-Lucent станет наличие в портфеле компании IP-маршруризаторов, специально спроектированных для поддержки разнообразных приложений и услуг на уровне голоса, данных и видео. Таким образом, считает он, обеспечивается высокая надежность и качество сервиса на уровне IP-сети. По данным аналитической компании Ovum в сегменте периферийных устройств IP/MPLS (edge) по итогам 1 квартала 2008 года компания Alcatel-Lucent занимала второе место в мире с рыночной долей 19%.  

Тренды и перспективы

Выступая на Broadband World Forum Europe, новый исполнительный директор Alcatel-Lucent Бен Вервайен(Ben Verwaayen) поделился своим видением тенденций и перспектив развития широкополосного доступа.  Он, в частности, отметил, что широкополосный доступ – это не столько технология, сколько явление, которое способно изменять - и уже меняет - рыночные стратегии основных игроков телекоммуникационного рынка, их бизнес-модели. На рынок приходит все больше игроков – контент-провайдеров, производителей ПО и пр., а потребитель перестает быть пассивным участником.

По мнению Бена Вервайена, в настоящее время происходит создание динамической рыночной среды, в которой еще непонятна роль каждого отдельного игрока. Происходит разрушение старых бизнес-моделей, их трансформация в новые, и многие игроки рынка чувствуют себя не вполне комфортно. Тем не менее, по его убеждению, в ближайшем будущем у поставщиков решений и услуг появится больше возможностей для извлечения прибылей.

Последний тезис созвучен с мнением президента и главного исполнительного директора Ericsson Карла-Генриха Сванберга (Carl-Henric Svanberg), который считает, что  участники рынка с одной стороны сталкиваются с серьезными трудностями, а с другой - получают новые возможности. Одна из ключевых мировых тенденций, по его мнению, связана с серьезным ростом беспроводных мобильных широкополосных подключений. Основные драйверы этого роста, по мнению Сванберга - удобство, которое предоставляет мобильный доступ пользователю, и дефицит фиксированных линий в ряде регионов. В любом случае широкополосные подключения (как фиксированные, так и мобильные) помогают сократить число поездок на автомобиле "от одного компьютера (дома) до другого (на работе)", что в большом масштабе позволит значительно сократить вредные выборы в атмосферу и улучшить экологическую обстановку.

Руководитель по корпоративным продажам компании Allied Telesis в регионе EMEA  Эрик Флойд (Eric Floyd), отвечая на вопрос CNews по поводу основных трендов в европейском телекоммуникационном секторе, отметил, что в настоящее время наблюдаются фундаментальные изменения бизнес-ландшафта. На фоне усиления конкуренции происходит замещение технологий - мобильная связь замещает фиксированную, происходит переход от публичных сетей с коммутацией каналов к широкополосным сетям передачи данных на базе VoIP. Все это создает серьезное финансовое давление на традиционных операторов фиксированной связи. Поэтому последние уходят от TDM-технологии в сторону Ethernet, IP и MPLS с целью объединения различных сервисов в рамках единой сети. Это, с одной стороны, позволяет значительно снизить капитальные затраты (CAPEX) и операционные расходы (OPEX), а с другой – создает возможности для увеличения прибылей за счет внедрения инновационных сервисов. Явно прослеживается тенденция более широкого распространения оптических технологий на уровне сетей доступа для расширения пропускной способности, необходимой для "тяжелого" мультимедийного контента. Также разворачиваются беспроводные сети 3G, WiMax, 802.11a/b/g/n и др. Страны Центральной и Восточной Европы очень активно строят широкополосные сети следующего поколения. Низкое проникновение устаревшей инфраструктуры в этом регионе является в данном случае весомым козырем, и позволяет внедрять новейшие оптические, беспроводные и IP-технологии, не оглядываясь назад.

Говоря о перспективах развития инновационных технологий в корпоративном сегменте, Эрик Флойд отметил, что основной вектор здесь связан с ростом популярности удаленной работы, которая позволяет оптимально сочетать корпоративные и семейные интересы. Именно телеработа, по его мнению, является одним из основных драйверов развития широкополосных сетей, с помощью которых сотрудники получают полный доступ к корпоративной сети и информационным ресурсам предприятия. Все больше людей предпочитает жить за пределами перенаселенных городов, проводить больше времени с семьей. Кроме того, новые технологии позволяют проводить удаленный мониторинг состояния здоровья жителей, экологии и безопасности. Эти и другие услуги будут и в дальнейшем повышать спрос на ресурсы широкополосных сетей.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS