версия для печати

Производство этикеток: аутсорсинг или инсорсинг

Производство этикеток: аутсорсинг или инсорсинг

Всякий производитель стремится выделить свою продукцию среди сходных товаров. В частности, для этого служат этикетки, при изготовлении которых необходимо учитывать особенности технологии их производства.

Производитель практически любого товара задумывается над тем, как выделиться на фоне конкурентов, представить свою продукцию, рассказать об ее уникальности. Не важно, о каких изделиях идет речь – главное, чтобы их сразу узнавали, причем с лучшей стороны. Сегодня этикетка – это не только название продукта, но и его состав, срок хранения, калорийность, энергетическая ценность и необходимая по закону информация, пусть и не представляющая особой важности для привлекательности продукта. К тому же этикетка помогает уберечь продукцию от подделок, для этого производители и выдумывают сложнейший дизайн, применяют уникальные краски, тиснение.

Три кита

Этикетки можно разделить на три группы. Первая группа - этикетки, изготовленные в типографии для последующего нанесения на продукцию, минуя допечатку на принтерах. Вторая - "пустышки" - этикетки, чаще всего белые, высеченные по размерам в соответствии с пожеланием заказчика и не несущие никакой информации - иначе говоря, просто пустая бумага (полимер, текстиль). И третья группа, объединяющая свойства предыдущих двух групп, т.е. этикетка, предназначенная для печати на термотрансферном принтере, но уже содержащая какие-то общие данные - чаще всего логотип производителя, его адрес и пр.


Производители применяют сложные технологии печати этикеток, чтобы выделить свою продукцию и защитить ее от подделок

Чтобы определиться, какой вид этикеток лучше подойдет для конкретной продукции, нужно просто подсчитать, какое количество наименований продукции будет маркироваться, все ли они будут обклеены цветными этикетками или можно довольствоваться черно-белой печатью и каковы будут общие тиражи.

Когда номенклатура большая, но и тиражи большие, целесообразно рассмотреть вариант, при котором типография "раскрашивает" этикетки какой-то общей для всего товара информацией (логотип, контакты, награды за участие в конкурсах и пр.).  Затем уже на принтерах в свободной области будет допечатано все то, что характеризует конкретное изделие (штрихкод, название, состав и пр.). Такие этикетки часто называются "этикетками с преднапечаткой". Однако далеко не все возможности современной типографской печати можно сочетать с последующей допечаткой на принтерах. К примеру, недопустима в таком случае рельефная или фигурная этикетка (за редкими исключениями) и т.п. При планировании бюджета нельзя забывать, что нужно будет покупать и сам принтер этикеток.

Flex - значит гибкий

Во мире флексографическая печать для изготовления этикеток завоевывает все большую популярность. Это объясняется, прежде всего, более низкой стоимостью самого оборудования (по сравнению с офсетной машиной), а также стоимостью владения (время жизни одного печатного вала достигает нескольких миллионов оттисков, что в разы больше металлического офсетного вала). Кроме того, область применения применения у гибких печатных валов шире.

Сама технология в общем проста: по длинной машине, проходя через несколько одинаковых с виду валов движется рулон материала. В процессе прохождения через печатные валы происходит нанесение слоя краски. Так, последовательно слой за слоем и получается готовое изображение. В итоге на конечный вал наматываются готовые цветные этикетки.


Флескографическая печать завоевывает в мире все большую популярность

Этикетки бывают небольшие, и тогда ширина печатной машины позволяет разместить два и более рядов ("ручьев") одинаковых этикеток. В итоге за один проход вала получаем несколько одинаковых этикеток. Остается лишь нарезать их на нужное количество "ручьев" и смотать каждый в отдельный ролик.

Также в типографиях предлагается большое количество элементов, призванных сделать и без того вполне незаурядную этикетку еще более заметной. Это может быть тиснение, позволяющее рельефно выделить какие-то важные элементы картинки. С помощью матовых и глянцевых лаков можно выделять особенности изображения под разными углами обзора. Фигурная высечка дает возможность создавать этикетки сложной формы.

С пустого места

Перейдем к "пустышкам" -  этикеткам, не имеющим ни единой капли типографской краски. Это всего лишь высеченные из заводского рулона самоклеящегося материала заготовки для использованния при печати на термотрансферных принтерах.

Процесс изготовления таких этикеток начинается с изготовления высекальных ножей. С самого начала общения с типографией клиенту будет предложен большой спектр размеров этикеток, которые она может изготовить. Но нередко бывает и так, что из всего предложенного нет ничего, отвечающего требованиям заказчика. Тогда речь пойдет об изготовлении специального ножа нужного размера. Это, как не сложно догадаться, займет какое-то время, и, безусловно, потребует от заказчика дополнительных расходов.

Высечь из материала можно не только любую геометрическую фигуру, но и, к примеру, силуэт девушки в лучах теплого южного солнца. Важно лишь учесть следующее: во-первых, этикетки будут печататься на принтере, поэтому необходимо, чтобы они были прямоугольными. Это нужно для того, чтобы датчик принтера смог корректно воспринимать конец одной этикетки и начало следующей. Конечно, и тут возможны варианты, ведь датчик можно сдвинуть и обеспечить строгие интервалы между этикетками лишь в области считывания, а в остальных областях высечь хохломские узоры. Но это очень сложно, и риск того, что такая схема не заработает, очень высок. Во-вторых, углы этого прямоугольника всегда будут скругленными. Иначе невозможно обеспечить отрыв этикетки от облоя.

Также высекальным ножом можно прорубить не только рабочую часть этикетки, но и подложку. К примеру, произвести перфорацию между рядом стоящими этикетками, дабы облегчить их отрыв после печати. Важная, но необязательная функция.

Возникают и более сложные задачи. Например, содержимое каждой этикетки уникально, а данные необходимо разносить в разные части продукции, причем, в одной части необходимо указать все описание продукта, а в другой - лишь штрихкод. К примеру, мы выпускаем телевизоры. На этикетку наносим данные о модели, дату производства и его уникальный штрихкод, содержащий серийный номер. Необходимо, чтобы штрихкод серийного номера также был указан и в гарантийном талоне изделия. Как быть? Печатать дважды одну и ту же этикетку смысла нет. Можно печатать большую этикетку со всей пользовательской информацией, и отдельно (к примеру, на другом принтере) этикетку со штрих-кодом для гарантийного талона. Это слишком сложно, и неизбежна путаница. Выход опять же в использовании высекального ножа при изготовлении этикетки. Достаточно лишь разрезать этикетку на части, причем без зазора между этими частями. В итоге принтер "не заметит" эту прорезь, так как он "видит" лишь просвет между этикетками величиной в 2-3 мм. А создав в дизайнере этикеток шаблон, можно печатать этикетку целиком, без учета зазора. Лишь потом в процессе наклейки упаковщик разделит эту этикетку на части и приклеит их в нужные места.

Обычно стоимость изготовления ножа прибавляется к стоимости первого тиража этикеток, но указывается, что каждый последующий тираж будет дешевле на столько-то по той причине, что нож уже имеется. Если тираж очень небольшой, то стоимость изготовления ножа может быть соизмерима, а иногда и больше стоимости всего тиража. Поэтому нужно обратить внимание на то, можно ли подогнать размеры этикеток под имеющиеся в наличии у типографии ножи.

Комбинированные этикетки

Этикетки комбинированного типа – те, на которые уже нанесена какая-то общая для всей номенклатуры информация, но также имеется область, куда на термотрансферном принтере будут наноситься уникальные данные. В целом, основные особенности описанных выше типов этикеток переносятся и на комбинированные этикетки. Но есть также и свои тонкости, пренебречь которыми ни в коем случае нельзя. Прежде всего это соответствие готовой этикетки требованиям, предъявляемым к материалу для термотрансферной печати. Среди них важнейшее значение имеет рельеф. Понятно, что каждый слой краски – это какие-то микронные "наросты", возвышающиеся над всей этикеткой. И чем больше этих слоев, тем заметнее возвышение. Это дополнительно нагружает печатающую головку, но в пределах допустимого. Надо лишь постараться минимизировать эти слои. А о тиснении не может быть и речи - каждая такая этикетка, словно кувалда, будет проходить по несчастной головке, "убивая" ее.

Другое важное соображение применимо прежде всего к термоэтикеткам. Напомним, что в простых бумажных (полимерных, текстильных) этикетках, поверхность материала отделена от головки риббоном, выполняющим роль, с одной стороны, красящей ленты, с другой - защитной пленки. В термоэтикетках такой защиты нет, там головка непосредственно соприкасается с материалом. Отсюда возникает вопрос: как защитить головку? Ответ прост: нужно что-то, что могло бы выполнять защитную роль риббона. Для этого служит термолак. Его основная функция – сглаживание поверхности "раскрашенной" термоэтикетки. Он просто заполняет собой все неровности, вызванные слоями краски. В итоге стыков и неровностей на поверхности не остается.

Необходимо упомянуть и о саморазрушающихся этикетках. Это и гарантийные талоны, и талоны, наносимые на открывающиеся части автомобиля при эвакуации, и акцизные марки. Подобные свойства этикеток достигаются как применением специальных материалов, как, например, вспененный полистирол, который надежно приклеивается к продукции, а при отдирании распадается на слои. Это также может быть простая бумага со сложной перфорацией, обычно в виде волны, когда отклеивание ведет к разрыву этикетки. Так и нанесением специальных красок. Это и ультрафиолетовые, светящиеся при УФ-излучении, и термокраски, которые проявляются при нагреве (остывании) этикетки, и галлографические вставки, и многое другое.

Итак, в стремлении к завоевать рынок, эмоционально расположить покупателей к своей продукции и продемонстрировать креатив, нельзя забывать, что есть простые технологические ограничения, возникающие при печати этикеток, которые способны погубить любое гениальное начинание маркетолога. Важно при разработке концепции маркировки учитывать мнения специалистов-печатников.

Андрей Смирнов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS