Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Али Мамедов: Динамика процессов слияний и поглощений в ритейле через несколько лет будет еще более интенсивной

Али МамедовО тактике продвижения российских и зарубежных ритейлеров на региональный рынок, о подходах розничных компаний к формированию долгосрочных ИТ-стратегий, о наиболее востребованных ИТ-решениях в торговом секторе в интервью CNews рассказал заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп» Али Мамедов.

CNews: Как вы оцениваете динамику проникновения на российский рынок крупных западных торговых сетей — по сравнению с отечественными игроками ритейлового рынка, а также с теми ожиданиями, которые аналитики ранее возлагали на зарубежных игроков?

Али Мамедов: Еще лет пять назад казалось, что российские сети после мощного нашествия западных конкурентов вообще перестанут существовать. Многие считали, что монстрам типа Wall-Mart российские компании не смогут составить конкуренции. Причем подобные опасения демонстрировали не только аналитики, но и сами российские ритейлеры.

На мой взгляд, предыдущие ожидания рынка не подтвердились. Если попытаться оценить сегодняшнюю ситуацию на рынке ритейла, то заметно, что она абсолютно не соответствует опасениям и ожиданиям предшествующих лет. Западные сети лишь в какой-то небольшой нише конкурируют с отечественными ритейлерами. Со стороны «иностранцев» наблюдается «мягкое» проникновение на рынок: западные сети присматриваются, создают совместные предприятия с нашими ритейлерами. Есть примеры зарубежных компаний, уже вышедших на российский рынок, но желающих продать свой бизнес. На данный момент рынок развивается постепенно, и каких-то скачков в ближайшее время, по моим ощущениям, не произойдет.

Однако примечательно, что сегодня в среде отечественных ритейлеров все-таки присутствует ситуация ожидания быстрой экспансии иностранных розничных сетей. Российские сети к ней готовятся даже больше, чем раньше — помимо региональной экспансии, они стремятся улучшить свою финансовую привлекательность. С точки зрения динамики — российские сети гораздо быстрее по сравнению с зарубежными двигаются в регионы. Это связано с наличием определенной российской специфики работы в данном секторе, с тем, что розничный рынок для иностранцев пока еще не до конца прозрачен. В этом плане показателен ряд примеров, когда в регион идет российская компания, а западная потом приобретает у нее уже существующий магазин. Поскольку для иностранных компаний российский рынок с точки зрения ритейла не очень понятен — отечественные розничные компании сыграли на опережение. После чего западным компаниям этот рынок стал казаться чуть более прозрачным, что сподвигло их на активизацию участия в конкурентной борьбе. Но в любом случае, в вопросах региональной экспансии российские компании сейчас на полшага впереди, они могут прогнозировать рыночные тенденции, чего пока не в силах сделать западные компании.

При этом интересно, что многие отечественные компании, начинавшие свой бизнес в российских регионах, не просто успешно существуют в своей нише, но и «покоряют» московские и петербургские просторы. Примером могут служить ритейлеры из Калининграда, Екатеринбурга, Черноземья, обороты которых уже достигают масштабов федеральных сетей. Такие примеры есть как на рынке продовольственной розницы, так и в сегменте непродуктовых сетей.

CNews: Какую роль в динамике региональной экспансии сыграли ИТ, на ваш взгляд?

Али Мамедов: Моя позиция такова, что при наличии грамотно организованной ИТ-службы издержки на выход в регион у компаний ниже и возможностей быстрого расширения — гораздо больше. Там где правильно были организованы бизнес-процессы и построена соответствующая ИТ-инфраструктура, добавление каких-то магазинов происходило более плавно и быстро, а эффективность их работы почти сразу можно было отследить. Но если работа ИТ-департамента организована неправильно, то ИТ являются своеобразным тормозом: компании сложней присоединять к себе новые сети, развиваться и расширяться.

В целом, понятно, что региональная экспансия — это все-таки не ИТ-задача, а требование рынка. И если компания не будет стремиться развивать бизнес в регионах — она будет проигрывать. А вот посчитать, сколько она потратит на региональную экспансию, насколько быстро сможет ее осуществить — в этом ей могут помочь ИТ. Так что, на мой взгляд, не нужно как переоценивать, так и недооценивать роль ИТ в этом процессе.

CNews: Часто ли, из вашей практики, приходится сталкиваться с ситуацией, когда объединившиеся ритейлеры вынуждены фактически «выбрасывать» установленные ранее ИТ-продукты взамен нового — единого решения?

Али Мамедов: Эта ситуация случается, причем она происходит не только у ритейлеров. Возможно, слово «выбрасывать» — слишком жесткое для подобных ситуаций, но, тем не менее, и такие примеры на рынке есть. Вопрос интеграции с точки зрения ИТ в больших компаниях при слияниях-поглощениях — очень непростой.

Пока я чаще наблюдаю, что ритейлеры в этой ситуации от одного продукта отказываются в пользу другого. Хотя, безусловно, существуют технологии, позволяющие объединять ИТ-решения, и значимость интеграционных приложений на рынке растет. Но пока это ситуация, не характерная для российской действительности. При любом объединении компаний нужно взвешивать, что проще — от чего-то отказаться или что-то объединить. И одна задача трудоемкая, и другая затратная.

Здесь еще важно понять, какова исходная ситуация с ИТ в объединяющихся сетях. В одном случае речь идет о корпоративной информационной структуре, где используется решение известных вендоров (SAP, Oracle, Microsoft) — соответственно, любые апдейты производятся в соответствии со стандартами, поддержкой и гарантией вендора. В другом случае у компании есть множество маленьких подсистем, каждая из которых автоматизирует отдельную функцию. И все они объединяются внутренним департаментом разработчиков, который сам создает специальную информационную систему под эту задачу. Что будет в этом случае эффективно — решает сама компания: если она готова платить разработчикам, если имеет возможность их удерживать, если готова иметь разнородную ИТ-структуру — то, скорее всего, она останется на этом пути. Если компания хочет стать более прозрачной и эффективной, стандартизировать свою структуру, если у нее есть на это достаточно средств — она пойдет по пути реорганизации своей ИТ-инфраструктуры и таким образом переложит ИТ-риски на плечи вендора и интегратора.

Мы со своей стороны можем помочь просчитать эффективность использования одного и другого подхода. Но решать за заказчика вопрос, что выгоднее — объединять существующие решения или отказаться от одного из них — это вопрос бизнес-стратегии, ответственность за ответ на него лежит на акционерах.

CNews: В среде CIO крупных компаний порой бытует мнение о бессмысленности формирования долгосрочной ИТ-стратегии. Видите ли вы необходимость в подобном планировании? Насколько готовы к этому ИТ-директора торговых компаний, по вашим наблюдениям?

Али Мамедов: Безусловно, каждая компания имеет свою ИТ-стратегию, корни которой лежат в бизнес-стратегии. Остается определить, какую стратегию на рынке ритейла можно считать долгосрочной, а какую — краткосрочной. В нашей практике были примеры, когда мы развивали и строили инфраструктуру заказчика с учетом «обозримых» с его точки зрения перспектив — планов по открытию магазинов, по проникновению в регионы и т.п. Соответственно, мы оказывали консалтинговые услуги с учетом тех рамок, которыми компания сама себя в какой-то мере ограничивала.
Но рынок ритейла достаточно непредсказуем, и порой либо планы ритейлеров резко меняются, либо кривая роста бизнеса оказывается совсем не такой, как предсказывали. Безусловно, ИТ-планы по мере изменения бизнес-стратегии тоже корректируются. Поэтому в секторе ритейла наблюдается, на мой взгляд, наибольшее количество примеров быстрых и частых корректировок ИТ-стратегий.

Например, мы рассчитывали для «Евросети» инфраструктуру под конкретное количество магазинов — с учетом определенной динамики развития сети. Но рост компании оказался настолько бурным по сравнению с теми планами, которые строились компанией три года назад, что привели к скачку, обусловившему необходимость пересмотра ИТ-стратегии.

Без построения ИТ-стратегии сейчас обойтись не может практически ни одна компания. К нам часто обращаются ритейлеры с просьбой поделиться опытом создания ИТ-стратегий с учетом особенностей этой быстрорастущей отрасли. Например, нам приходилось создавать ИТ-инфраструктуру, которая позволяет сразу нарастить вычислительные мощности в условиях взрывного роста компании. К примеру, «Копейка» заказала нам инфраструктурное решение на базе HP, которое позволяет держать часть ресурсов в «спящем» состоянии, но при необходимости можно быстро развернуть дополнительные вычислительные мощности. Подобного рода решения очень важны для ритейла, потому что сама специфика бизнеса торговой компании предполагает масштабное и быстрое развертывание.

Проект, реализованный нами в «Копейке», действительно помог компании на каком-то из этапов достаточно быстро и безболезненно активизировать эти мощности. И этот проект позволил нам рекомендовать подход использования вычислительных ресурсов «по требованию» другим компаниям.

CNews: На какой период вообще ритейлерам оптимально «заглядывать в будущее» в плане развития своей ИТ-политики?

Али Мамедов: Это зависит от того, какой бизнес-стратегии придерживается компания. В среднем по рынку ритейлеры планируют ИТ-стратегию на 3-5 лет — все-таки это тот период, который можно приблизительно просчитать. Что будет после этого — действительно сложно сказать — с учетом воздействия как политических, так и макроэкономических влияний.

CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, наиболее востребованы торговыми компании сегодня, в «эпоху» зрелого рынка?

Али Мамедов: На мой взгляд, время экстенсивного развития торговых сетей продлится еще год-два. Потом придет время консолидации, время слияний и поглощений. Такая тенденция проявляется и сейчас, но динамика процессов слияний и поглощений через несколько лет будет еще более интенсивной. Какие-то компании могут быть приобретены более успешными конкурентам, а небольшим и не очень эффективным игрокам, быть может, придется уйти с рынка или занять какие-то более узкие ниши. При этом не обязательно, что в роли покупателей непременно окажутся западные игроки.

Все перечисленные моменты способствуют ИТ-активности заказчиков сектора ритейла, повышению интереса к внедрению решений, которые позволят им наращивать свою конкурентоспособность. И в ближайшие годы в числе наиболее востребованных ИТ-решений, на мой взгляд, окажутся услуги ИТ-консалтинга (в первую очередь — решения по организации эффективного управления сервисами).

Не меньшую роль с точки зрения востребованности я бы отвел ИТ-аутсорсингу — как оборудования, так и специалистов.
Розничные сети в ближайшие годы также активизируют потребление решений по автоматизации бизнеса — особенно в области управления цепочками поставок, товародвижением и складом. Убежден, что по мере укрупнения компаний неизбежен будет всплеск спроса на решения в области RFID.
И, наконец, с ростом потребностей в обработке больших объемов данных будет увеличиваться число проектов по созданию решений в области консолидации вычислительных ресурсов, а также повышении эффективности использования существующих мощностей. Поэтому мы ожидаем роста спроса на проекты построения новых ЦОД, на внедрение разнообразных систем мониторинга, на расширение возможностей использования средств виртуализации. Большую часть перечисленных выше ИТ-решений, которые будут необходимы рознице в ближайшие годы, «Инлайн Груп» уже сегодня предлагает торговым компаниям.

CNews: Доросли ли, по-вашему, отечественные ритейлеры до методологии ITSM?

Али Мамедов: Российские ритейлеры не просто доросли до методологии ITSM, они в ней остро нуждаются. Все розничные компании, с которыми мы работаем, в той или иной степени используют ITSM для построения эффективной работы службы ИТ. Некоторые растущие компании из числа наших заказчиков пока только готовятся к этому и обсуждают данную тему с нами.

Например, количество визитов, которые мы сделали по пожеланию других торговых компаний к нашему заказчику — компании «Мир», где нами был внедрен ITSM-проект, исчисляется десятками. После этого начали использовать ITSM многие другие наши заказчики (в их числе — уже упоминавшиеся «Евросеть» и «Копейка»).

CNews: Какие проекты, реализованные «Инлайн Груп» в ритейле за последний год, вы могли бы отнести к категории наиболее интересных?

Али Мамедов: Очень сложно выделить какой-то один проект, потому что задачи, реализуемые в проектах, могут кардинально отличаться. У нас за последний год реализовано достаточно много проектов, каждый из которых по-своему интересен и сложен. Какие-то проекты являются новыми этапами предыдущих, продолжением ранее созданных решений.

Так, компания «Мир» приняла решение внедрять систему SAP. Для них мы разрабатывали и внедряли инфраструктуру на базе технологий HP. Мы также участвовали в обновлении инфраструктуры под SAP для торговой компании «Копейка». Они выбрали достаточно серьезные решения, базирующиеся на двух HP Hi-end серверах. На мой взгляд, это вообще достаточно значимый и масштабный проект для всего отечественного ритейла.

Мы участвуем в проекте по внедрению и развитию системы мониторинга компании «Евросеть». Помимо развития направления сотовой розницы эта компания является достаточно крупным оператором. И внедряемые нами системы мониторинга позволят оценить качество сетевых и коммуникационных сервисов, которые использует «Евросеть».

CNews: Каковы ваши планы по расширению экспертизы в области автоматизации торговых компаний на ближайшую перспективу?

Али Мамедов: Мы постоянно расширяем нашу экспертизу в сегменте ритейла. Некоторое время назад наша воронежская компания подписала соглашение с компанией i2: мы стали авторизованными партнерами в области внедрения систем автоматизации складов. Развивается направление по RFID — данное решение тоже появилось у нас совсем недавно. Есть уже и несколько пилотных проектов на эту тему.

В целом в нашей компании представлено большинство направлений, востребованных в ритейле. Есть экспертиза по решениям SAP и Оracle (по каждому из направлений работает отдельный департамент), недавно открылся департамент консалтинга и интеграции, имеется подразделение управленческого бизнес-консультирования. То, что мы «закрываем» все востребованные торговыми компаниями направления, повышает ценность нашей компании как интегратора. Всегда проще идти к тем, кто предлагает полный спектр услуг.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS