Обзор "Средства защиты информации и бизнеса 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Radware

Владимир Гайкович: Дальнейшее развитие рынка ИБ связано с сервисным направлением

Владимир ГайковичНа вопросы CNews отвечает Владимир Гайкович, генеральной директор компании «Информзащита».

CNews: Процессы консолидаций вендоров приводят к появлению ИТ-продуктов класса «почти все от одного производителя». В чем вы видите плюсы и минусы этого тренда?

Владимир Гайкович: Крупнейшие игроки рынка активно поглощают более мелкие компании, но пока что до принципа «почти все от одного производителя» еще далеко.

С нашей точки зрения, минусом этого является предсказуемое замедление темпов развития продуктового ряда купленной компании на время интеграции. Плюсы обычно выражаются в росте инвестиций в исследования и разработку и появлении нового функционала в решениях компании-покупателя.

С точки зрения потребителя, безусловным плюсом является то, что используемые ими решения получают дальнейшее развитие и поддержку, но повышение комплексности начинает отрицательно сказываться в случае использования решений от нескольких производителей. Если мелкие разработчики стараются следовать отраслевым стандартам, то крупные игроки часто идут своим путем, развязывая войны стандартов. Вопросы интеграции решений-монстров могут стать для потребителя серьезной проблемой.

CNews: На мировом рынке ИБ наблюдаются тенденция размытия границ и интеграция соответствующих продуктов с инфраструктурными решениями. Насколько это совпадает со сложившейся ситуацией в России?

Владимир Гайкович: Можно сказать, что у нас эта тенденция тоже проявляется, но с существенной поправкой: в России нет собственных инфраструктурных решений. Поэтому интеграция по-российски в этом контексте сводится, в основном, к добавлению отечественной криптографии в зарубежные продукты, которые в свою очередь интегрируются в инфраструктурные решения. Но уже не нашими компаниями.

CNews: В чем вы видите специфику российского рынка ИБ? В чем принципиальные отличия — по сравнению с другими регионами мира?

Владимир Гайкович: Если сравнивать российский рынок с другими, то более всего мы похожи на Китай: и они, и мы слабо восприимчивы к внешним воздействиям и живем по своим внутренним законам. Мы просто внешне похожи на европейцев, поэтому многие западные вендоры воспринимают Россию как продолжение ЕС. Нам очень не хватает другого цвета кожи или разреза глаз, чтобы разница рынков осознавалась международными компаниями более отчетливо.

Особенности рынка определяются, в первую очередь, благодаря строгому государственному регулированию. Именно поэтому зарубежным решениям так сложно конкурировать с российскими разработками, выполненными в строгом соответствии с нашим законодательством и спецификой рынка.

Еще один фактор, отличающий нас от других, это малый размер рынка и его еще пока ярко выраженный корпоративный характер. Даже самые оптимистичные оценки объемов российского рынка ИБ ставят нас на одну позицию только с такими небольшими странами, как Бельгия или Нидерланды.

Сколько бы ни говорили о существенном росте сегмента SMB в последние годы, основными потребителями на российском рынке были и остаются госсектор и крупные корпорации, которые чувствительны к госрегулированию.

CNews: Насколько интересны, из вашей практики, крупным международным производителям рынки ИБ России и других стран СНГ?

Владимир Гайкович: Очень интересны. И в первую очередь потому, что темпы роста российского рынка ИБ в разы превышают рост мирового рынка. Пока даже для тех зарубежных производителей, которые присутствуют на нашем рынке очень давно, Россия приносит не более 1-2% от их мирового оборота. Но они видят в нас очень перспективный растущий рынок сбыта, а их успех подогревает интерес других производителей, в том числе и более мелких. Этот интерес особенно сильно стал проявляться в последние 2 года: за это время на российском рынке появилось более двух десятков зарубежных компаний, предлагающих свои решения.

Другое дело, что не все эти компании готовы адаптироваться под специфические требования российского рынка ИБ. Каких-либо грандиозных прорывов в этом направлении пока не отмечается.

CNews: В каких сегментах «Информзащита» сотрудничает с западными вендорами, а в каких работает самостоятельно и почему?

Владимир Гайкович: Наша компания сотрудничает с ними во всех сегментах. Просто объемы сотрудничества в государственном и коммерческом сегментах существенно различаются. В этом нет ничего удивительного: государственное регулирование диктует именно такие правила игры. Но мы делаем многое для легализации использования зарубежных продуктов в государственном и корпоративном сегментах, в том числе сертифицируем решения наших вендоров у регуляторов рынка.

Конечно, это не означает, что мы прекратили заниматься собственными разработками и заменяем их на зарубежные. Просто у многих решений нет и, возможно, не будет российских аналогов в обозримом будущем.

CNews: В какие собственные продукты и сервисы ИБ компания инвестирует в данный момент? Каковы успехи проекта «КУБ»?

Владимир Гайкович: У нас сейчас параллельно разрабатывается несколько новых решений. Мы планируем представить их в сентябре на выставке Infosecurity Russia. Скажу только, что эти решения создаются с учетом изменившегося за последние годы российского законодательства.

Наш проект «КУБ» успешно развивается — в июне 2007 года система управления информационной безопасностью «КУБ» была сертифицирована ФСТЭК, и у нас уже есть несколько крупных внедрений. Поэтому мы с уверенностью продолжаем реализовывать планы развития данного решения и продвижения его на российский рынок.

Значительные инвестиции в последние два года мы сделали в развитие нашего сервисного подразделения. Сначала мы перевели наш сервисный центр на работу в круглосуточном режиме, а сейчас создаем на его основе первый в России центр управления безопасностью, который будет способен обеспечивать не только удаленное управление средствами периметровой защиты наших заказчиков, но и активно противодействовать нападениям на их информационные системы.

CNews: Считаете ли вы, что начало активного этапа аудита и стандартизации, например, по ISO 27001 или PCI, дадут новый толчок в развитие рынка?

Владимир Гайкович: Я бы не говорил про толчок. Скорее это очередной шаг в сторону повышения уровня зрелости нашего рынка. К тому же эти стандарты слишком разные: PCI DSS является обязательным к исполнению с соответствующим институтом контроля, а ISO 27001 — полностью добровольный стандарт, методически полезный для совершенствования систем обеспечения ИБ.

CNews: Считаете ли вы, что Стандарт ЦБ РФ по безопасности — это дублирование уже существующих иностранных аналогов или это одно из средств сохранения банковской сферы после вступления в ВТО?

Владимир Гайкович: Ни то и ни другое. Это типичный пример отраслевого стандарта, созданного на основе более общих международных стандартов, в котором учтены особенности кредитно-финансовых организаций и национального законодательства.

CNews: Прошло уже достаточно много времени с начала создания технопарков. Могли бы вы отметить их положительное влияние на рынок ИТ и ИБ? Или об этом еще рано говорить?

Владимир Гайкович: Я не могу отметить положительного влияния технопарков на рынки ИТ и ИБ, потому что  его не вижу. Равно как и деятельности законодателей в этой области. До сих пор ИТ-компании работают по той же нормативной базе, что и компании из других отраслей. Приятно чувствовать, что у тебя такое же налогообложение, как и, например, у «Объединенных машиностроительных заводов». Одна только проблема — структура активов принципиально разная.

CNews: Каким вам видится российский рынок ИБ через несколько лет? Появления каких новых ниш следует ожидать?

Владимир Гайкович: Наш рынок еще не достиг уровня зрелости, сопоставимого с рынками ИБ Европы и, тем более, США. Поэтому он будет и далее расти, а структура будет меняться. Характер и глубина этих изменений зависит, прежде всего, от действий регуляторов. То, с чем мы будем работать завтра, зависит от действий регуляторов сегодня.

Уже сейчас я бы отметил следующие основные тенденции. Во-первых, это изменение восприятия ИБ. Медленно, но верно рынок будет переходить от продуктов и услуг по ИБ к восприятию всей ИБ как услуги. Еще один тренд — это специализация предложения услуг ИБ по вертикальным рынкам. Общая безопасность была и остается, но чем дальше, тем выше будет спрос на ИБ для тех или иных сегментов рынка (нефтяной отрасли, финансовой отрасли и т.д.). Также было бы уместно говорить о существенном расширении количества потребителей услуг и продукции ИБ. Рост благосостояния компаний и изменяющая законодательная база приводят к тому, что потребителями рано или поздно станут средние по размеру компании. Запросы этих компаний существенно отличаются от запросов крупных компаний меньшей масштабностью и ограниченным бюджетом, но их количество компенсирует эти недостатки.

На мой взгляд, дальнейшее развитие рынка ИБ связано, в первую очередь, с сервисным направлением, а не с новыми технологическими изысками. Это достаточно серьезный вызов всем игрокам, работающим в области ИБ, потому как сейчас в России практически отсутствуют компании, способные это обеспечить. Нужны серьезные перемены в сознании для того, чтобы эффективно работать в данном направлении.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS