ERP на «Камазе»: «1С» не сдается под натиском SAP

Бизнес Интеграция Авто
, Текст: Денис Легезо
Несмотря на поддержку SAP на «Камазе» президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, автопроизводитель не намерен отказываться и от «1С». Помимо действующего с конца 2011 г. пятилетнего соглашения с немецким разработчиком сегодня был подписан похожий документ и с российским вендором.

Завершенные летом 2012 г. работы по внедрению «1С» на «Камазе» получили свое продолжение. Генеральный директор автопредприятия из Набережных Челнов Сергей Когогин подписал с главой «1С» Борисом Нуралиевым генеральное соглашение о продолжении разработки и внедрения автоматизированной системы управления и учета. Работы включают ряд внедрений ПО семейства «1С:Предприятие» («Управление производственным предприятием», «Консолидация», «Управление автотранспортом» и др.) в разных организациях группы. Выполняет работы казанский партнер «1С», компания «Интелком».

Интересно, что в декабре 2011 г. «Камаз» также подписал пятилетнее соглашение с другим разработчиком ERP – немецкой SAP. Эта компания пользуется поддержкой президента Татарстана Рустама Минниханова, заявившего тогда, что на примере автопредприятия обучит работе с SAP всех республиканских министров. Декабрьский документ подписали руководители, уже оставившие свои посты – работавший тогда главой российского представительства SAP Игорь Богачев (его место занял Виталий Постолатий) и экс-директор центра ИКТ «Камаза» Михаил Носов (эта позиция сейчас вакантна). Помимо Минниханова и Когогина на подписании был президент SAP EMEA Фрэнк Коэн (Franck Cohen).

Для «1С» работы в Набережных Челнах – значимый проект. На начало февраля 2013 г. на платформе «1С:Предприятие 8» в общей сложности в группе «Камаз» автоматизировано 7422 рабочих места. Это второе по числу таких мест внедрение платформы, уступающее по этому показателю только работам в «Межрегионгазе».

Сейчас функционал российского ПО в организациях «Камаза» – это в первую очередь разные виды учета. На предприятиях группы (автозавод, прессово-рамный и завод двигателей, «Камаз-энерго» и т.д.) в «1С» ведется бухгалтерский и налоговый учет, формируется отчетность по международным стандартам. В научно-техническом центре «Камаз» ведется управленческий и производственный учет, что позволяет проследить цепочку от заказа каждой комплектующей до установки на конкретный автомобиль.

Сергей Когогин (справа) подписал с Борисом Нуралиевым (слева) соглашение, спустя полтора года после появления аналогичных договоренностей с SAP

Помимо подобного «бумажного» функционала (консолидация, управление договорами, денежными средствами) отдельно в соглашении говорится именно об управлении производством и обслуживанием техники. Документ предусматривает подготовку в научно-техническом центре «Камаза» типового решения для управления производством на «1С:MES Оперативное управление производством» и тиражирование его на предприятия группы. Что касается техники, то в «1С» интегрирован спутниковый мониторинг автотранспорта для планирования и контроля за его работой.

Внедрением SAP на «Камазе» занимается системный интегратор «Микротест». С немецкой ERP у «1С» возможно пересечение как раз на задачах по оперативному управлению производством. В SAP сейчас вводятся заказы, ведется состав деталей выпускаемых автомобилей - каждая машина получает электронный паспорт с перечнем ее компонентов. Также в производственной системе по заданным ограничениям (например, выпуск не более определенного числа изделий с заданными характеристиками) составляется последовательность работ на конвейерах. Ведется календарный план работ для цехов, автоматизируется работа со складами для снижения остатков на них, рассчитывается себестоимость изделий.